50 лет инноваций: Opel Design Studio – первый в своем роде дизайн-центр в Европе

К списку новостей
arrow_downward
date_range 2 июля, 2014


  • Дизайн-центр Advanced Studio начал свою работу для Opel в 1964 году в Рюссельсхайме
  • Архитектура и концепция созданы по аналогии с дизайн-центром GM, расположенным в Уоррене, штат Мичиган
  • Легенды дизайна: от Opel GT до Monza Concept

Рюссельсхайм. 1964 был годом проведения XI Зимних Олимпийских игр в Инсбруке, несколькими месяцами позже Олимпийский огонь был зажжен на XVIII Летних Олимпийских играх в Токио. Тем временем в Рюссельсхайме тоже проходили особые торжества. Впервые посетители смогли осмотреть новый дизайн-центр  Opel Design Studio в здании № 10. Но вскоре после грандиозного открытия объект с футуристическим обликом был вновь закрыт для публики. С июня 1964 года здесь стали приниматься решения, относившиеся к формам, цветам и функциям автомобилей этого бренда. «Проще попасть в Форт Нокс, чем в здание № 10», — сказал позднее один из сотрудников.

Официальное открытие этого здания стало краеугольным камнем в автомобильной истории Европы. Это был крупнейший дизайн-центр, принадлежавший европейскому автопроизводителю. До этого момента большинство европейских автопроизводителей для разработки новых концепций автомобилей приглашали специалистов из других компаний. «Меккой» автомобильного дизайна считалась Северная Италия, и, в особенности, столица региона Пьемонт, Турин. Пьетро Фруа (Pietro Frua), Джузеппе «Нуччио» Бертоне (Guiseppe “Nuccio” Bertone) и Пининфарина (Pininfarina) создали кузовные ателье на пространстве между Альпами и Аппенинами. В этих студиях был создан дизайн многих серийных автомобилей и концепт-каров.

Идея создания собственного дизайн-центра Opel пришла от материнской компании GM из США. В Уоррене, штат Мичиган, возле штаб-квартиры в Детройте уже существовал дизайн-центр GM Styling, в котором над обликом будущих автомобилей работали уже с конца 1950-х годов. После основания подразделения Art & Color в 1927 году, возглавлявшегося Харли Эрлом (Harley Earl), в 1937 году оно было переименовано в GM Styling — всего через год после того, как GM представил Buick Y-Job, ставший первым истинным концепт-каром в автомобильной истории. Целью этой работы стало создание нового большого кабриолета Buick, который можно было бы представить публике. Затем здание, похожее на здание в Уоррене, было построено в Рюссельсхайме — с идентичной формой, планировкой и функциями, но несколько меньших размеров.

Однако задачи студии дизайна в Рюссельсхайме были более сложными:она была предназначена не только для создания нового слова в дизайне будующих моделей, но и для формирования и оттачивания представлений об дизайне автомобиле далекого будущего. Дизайн представлялся как стратегическая основа для достижения успеха, а не как самоцель. В этом состояло коренное отличие. В то время как другие разрабатывали новые формы кузова, в Рюссельсхайме создавали язык дизайна и эмоции, включая имидж автомобиля, и то, чего ожидают клиенты от автомобилей будущего.

В Advanced Studio, находившейся в здании № 10, не делали разработок серийных автомобилей. Сотрудники студии отвечали не за то, что будет двигаться по дорогам завтра, а за те возможности и качество новых продуктов, которые должны привлекать клиентов к бренду годами. Это стало настоящим вызовом. Поскольку, как сказал один из дизайнеров, если вы идете на шаг вперед от представлений большинства, вы оказываетесь на краю пропасти под названием «скука». А если вы делаете большой и смелый скачек вперед, вы делаете себя недосягаемыми для большинства людей. Если бы кто-нибудь вошел в королевский дворец в 19 веке с планшетным компьютером в руках, все окружающие решили бы, что его нужно поместить в тюрьму за опасное поведение. Возможно поэтому жизнь во многих автомобильных дизайн-центрах была столь скучной и невыразительной уже через несколько лет после открытия.

Задача дизайн-центра Opel делала его уникальной европейской студией. Он быстро стал европейской школой автомобильного дизайна и центром притяжения лучших дизайнеров отрасли. Список сотрудников центра читается как «Кто есть кто в мире автомобильного дизайна»: Анатоль Лапин (Anatole Lapine), Эрхард Шнелль (Erhard Schnell), Джордж Галлион (George Gallion), Чарльз М. «Чак» Джордан (Charles M. ‘Chuck’ Jordan), Герберт Киллмер (Herbert Killmer), Крис Бэнгл (Chris Bangle), Мурат Наср (Murat Nasr) и Хидео Кодама (Hideo Kodama). Многие из них сделали карьеру в других компаниях и основали свои дизайн-студии. Множество идей, форм и дизайнерских решений, относящихся к автомобилям, зарождались в Рюссельсхайме в далеких 1960-х.

Список легендарных образцов этого вида искусства, созданных в Opel Advanced Design Studio за эти 50 лет, поражает разнообразием. Opel Experimental GT стал первым шедевром, созданным молодой, амбициозной командой и был представлен всего через год после открытия дизайн-центра. А дебют эффектного спорт-кара состоялся в 1965 году на Франкфуртском автосалоне. Затем с небольшими промежутками последовали Opel CD, элегантное купе с обтекаемыми формами с двигателем V8 в 1969 году, GT2 со сдвижными дверьми в 1975 году и Tech1 с уникальной обтекаемостью — коэффициент аэродинамического сопротивления, равный 0,235, стал сенсацией в начале 1980-х. Последние работы сотрудники Advanced Design Studio представили на последнем автосалоне во Франкфурте.  Концепт-кар Opel Monza ярко демонстрирует какие дизайнерские решения и технические новшества мы сможем наблюдать в новых моделях бренда в предстоящих годах.